Гражданско - патриотическое воспитание

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы.

 Целью патриотического воспитания является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан Беларуси, патриотов своего Отечества. Для достижения этой цели необходимо решение многих задач, одна из которых — воспитание патриотических чувств посредством изучения государственной символики Республики Беларусь:
- знакомство с гербом, флагом, воспитание уважительного отношения к символам государства.         Патриотическое воспитание невозможно без ознакомления с родным краем:
- городами РБ, картой Беларуси, достопримечательностями родной страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В основу реализации этих задач положены следующие принципы:
принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и т. д.;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
принцип доступности – материал должен быть понятен детям дошкольного возраста.
 
 
 Ознакомление с государственной символикой согласно Учебной программе дошкольного образования начинается в средней группе, а в старшей группе расширяются и обогащаются представления о символике и родной стране. В группах дошкольного учреждения создаются уголки государственной символики и центры для ознакомления с белорусской национальной культурой. В процессе специально-организованной и нерегламентированной деятельности ребята знакомятся со значением каждого элемента Государственного герба.
 
 Игра — наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Для ознакомления с городами Беларуси используются иллюстрации, видеоматериал, фотографии и разнообразные дидактические игры: «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару». Игровая среда в группе наполняется дидактическими пособиями для ознакомления с родным краем на основе исторического и краеведческого материала. Дети знакомятся с областными центрами Республики Беларусь: с главным городом нашего государства, столицей Республики Беларусь -городом Минском.
 
 
 
 
 
 С помощью видеопрезентаций, чтения художественной литературы обогащаются знания детей о достопримечательностях страны: памятниках архитектуры, предметах быта наших предков, природе родного края. Возраст воспитанников дошкольного учреждения не позволяет организовывать экскурсии на дальние расстояния и в данной ситуации на помощь приходят виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии помогают познакомить детей с областными центрами Республики Беларусь, а также с городами Гродненской области.  С целью полноценного формирования представлений о родном крае широко используется проектная деятельность. Благодаря экскурсиям по родному городу, посещению музеев, выставок дети получают значительный объем информации. В доступной и наглядной форме они знакомятся с историей возникновения города, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, промышленностью, зданиями и учреждениями, знаменитыми земляками. Полученные знания воспитанники закрепляют в продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование.

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание детей - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие ко взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине – один из аспектов патриотического воспитания.

Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город, край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении Родины. Все начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется. Формировать знания о семье следует уже в младшем возрасте: воспитывать внимательное отношение к родителям, поощрять умение называть имена членов семьи. Далее расширяя сведения о семье необходимо дать представления о родственных отношениях, затем и о сфере деятельности членов семьи и ее истории.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом – учреждением находящимся в городе. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы развиваем у детей положительное отношение к детскому саду, его общности с домом. Формируем уважительное отношение к сотрудникам детского сада, а начиная со средней группы знакомим с традициями детского сада, закрепляем представления ребенка о себе, как о части коллектива.

Знакомство с малой родиной начинается с младшей группы. Дети впервые знакомятся с названием своего города. Формируя интерес к малой родине в, дальнейшем следует побуждать к рассказыванию о том, какие впечатления дети получают от пребывания в парке, сквере и других объектах городской инфраструктуры. Формируя представления об улицах города, мы расширяем и углубляем знания детей о малой родине. Начиная со средней группы необходимо уделять внимания самым красивым местам города, его достопримечательностям. В старшем дошкольном возрасте – знакомить с информацией о замечательных людях, прославивших наш край, о культуре и традициях родного края.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В процессе работы происходит ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех;
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе Беларуси, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:

Основные принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию:

1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний).

2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

5. Принцип маятника (изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы).

6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.

7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания).

Патриотическое воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

Работа с детьми

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Предлагаются различные виды образовательной деятельности, которые условно можно разделить следующим образом:

- образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

- образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);

- образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание). 

Формы работы с детьми:

  • тематические занятия;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры);
  • проведение праздников (развлечений);
  • смотр - конкурсы, выставки детского творчества;
  • организация экскурсий;
  • беседы о родном городе и Родине;
  • трудовая деятельность. 

Методы и приемы работы:

  • наблюдения;
  • разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  • использование иллюстраций, мультимедийных презентаций, детских произведений;
  • ознакомление с произведениями народного творчества;
  • обогащение и стимулирование детского творчества;
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Развивающая среда

Создание предметно-развивающей среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».

Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. При моделировании предметной пространственной среды важно обеспечить интеграцию игрового оборудования этнографического содержания в разные игровые центры группы. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.

Составляющие развивающей среды:

  • элементы народного декоративно-прикладного искусства в различных игровых уголках;
  • макеты;
  • схемы, модели;
  • развивающие и дидактические игры;
  • фотоальбомы;
  • наглядно-дидактический материал;
  • художественная литература;
  • мини-музеи. 

Работа с родителями

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.

Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели должны ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом.

Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу родителям. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Рекомендации для родителей

по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него -

родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,

поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих

учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

народа.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.

Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином,

не говорите дурно о стране, в которой живёте.

Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших

предков, из которых они вышли с честью.

Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей

Родины.

Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в

музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это

делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он

будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым

днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш

ребёнок.

Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только

проблемы, но и отмечайте положительные моменты.

Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной

стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не

высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!».

Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях,

прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их

вклад в жизнь общества.

Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас

самих.

Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять

позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из

жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к

Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно

подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою

Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их

имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь

воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на

занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и

сверстниками.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать

неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-

новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,

художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых

народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных

сквозь сито веков.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,

воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они

— часть белорусского народа.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,

пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как

нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему

нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,

трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами,

сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным

ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как

ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В

пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают

уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного

и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны

занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные

веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти

наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она,

пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным

изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель

программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального

искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры

ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача,

решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,

систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,

общие усилия учреждения дошкольного образования и семьи, ответственность

взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и

стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.