ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05.2017 № 46, от 08.05.2018 № 37, от 01.08.2022 № 216 (далее – Инструкция).
Аттестация является ключевой процедурой оценки и развития профессионального уровня педагогических работников в системе образования и имеет два основных назначения:
1. Оценка уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (второй, первой, высшей, квалификационной категории «учитель-методист») на основе анализа их профессиональной деятельности.
2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.
В соответствии с Инструкцией аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся.
Аттестация – важный этап профессиональной деятельности, который обеспечивает повышение качества работы за счет осуществления педагогическим работником самооценки и получения внешней оценки деятельности (со стороны аттестационной комиссии).
Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Реализация принципа коллегиальности обеспечивает минимизацию субъективизма и предвзятости при оценке уровня квалификации педагогического работника. Для обеспечения коллегиальности аттестационная комиссия формируется из числа педагогических работников учреждения образования, не проходящих аттестацию в текущем учебном году, имеющих, как правило, первую, высшую квалификационные категории, квалификационную категорию «учитель-методист», руководителя учреждения образования (или, по его решению, другого уполномоченного им лица) и представителя профсоюзного комитета. Реализация данного принципа предполагает открытость процедуры оценивания деятельности педагогического работника на соответствие квалификационной категории.
Принцип системности подразумевает использование различных подходов к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации, изучение результатов деятельности за определенный период.
Принцип целостности экспертных оценок обеспечивается всесторонним анализом результатов профессиональной деятельности и подготовкой аналитических материалов в процессе проведения аттестации педагогических работников. Составы групп для изучения педагогической деятельности формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, личной заинтересованности конкретного члена аттестационной комиссии при осуществлении всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовке соответствующих аналитических материалов.
Аттестация педагогических работников проводится на присвоение либо (в отдельных случаях) подтверждение квалификационных категорий. По инициативе педагогического работника проводится аттестация
на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий. Кроме того, проводится аттестация учителей, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».
По инициативе руководителя организации системы образования с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования), индивидуального предпринимателя может проводиться аттестация на подтверждение квалификационных категорий в отношении тех педагогических работников, которые снизили уровень своей работы и деятельность которых не соответствует установленным требованиям, либо педагогических работников, которые имеют перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. В этом случае аттестация на подтверждение квалификационных категорий является для педагогического работника обязательной.
Организация и проведение аттестации в учреждении образования
Первый этап – организационный, который включает в себя проведение собрания коллектива педагогических работников учреждения образования для выборов аттестационной комиссии в соответствии с требованиями и сроками, установленными пунктами 11–15 Инструкции. Аттестационные комиссии создаются в организациях системы образования, структурных подразделениях областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа). Принятые решения оформляются протоколом заседания.
В состав аттестационной комиссии избирается не менее пяти человек (педагогические работники, имеющие первую, высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист»), руководитель организации системы образования или, по его решению, другое уполномоченное им лицо и представитель профсоюзного комитета.
До проведения процедуры тайного голосования из числа членов коллектива педагогических работников избирается счетная комиссия в составе не менее трех человек (в составе председателя и членов комиссии), которая организует тайное голосование, осуществляет подсчет голосов и оформление протокола счетной комиссии по итогам избрания аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия избирает из числа своих членов председателя, заместителя председателя, секретаря.
Состав аттестационной комиссии организации системы образования утверждается приказом руководителя до 1 октября текущего учебного года и доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты подписания приказа о ее создании (пункт 13 Инструкции).
При отделе (управлении) образования местного исполнительного и распорядительного органа создается аттестационная комиссия в количестве не менее семи человек (часть 1 пункта 15 Инструкции) для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист», педагогических работников организаций системы образования, индивидуального предпринимателя, в которых из-за малого количества педагогических работников нельзя сформировать комиссию в количестве, определенном Инструкцией, а также для рассмотрения споров, которые связаны с аттестацией педагогических работников.
В соответствии с частью 2 пункта 15 Инструкции педагогические работники частных учреждений образования, других учреждений, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, проходят аттестацию в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту регистрации или по месту нахождения структурного (обособленного) подразделения соответствующего частного учреждения образования.
Второй этап – подготовительный. Данный этап включает:
– прием заявлений от желающих пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории). Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который подает заявление в соответствующую аттестационную комиссию. Заявление может подаваться на протяжении всего календарного года;
– рассмотрение заявлений претендентов на квалификационную категорию, которое осуществляется на заседании аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске к прохождению аттестации в соответствии с пунктом 17 Инструкции.
Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории являются (пункт 18 Инструкции):
– соответствие полученного образования квалификационным требованиям. Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. Квалификационные требования определяются по ЕКСД 28. Уровень профессионального образования, наличие специального образования, соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.bsu.by).
В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности», под которым следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог». По таким должностям, как педагог-психолог – высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог»; педагог социальный – высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»; аккомпаниатор, музыкальный руководитель – высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством.
Пунктом 12 Общих положений ЕКСД определено, что «на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу, перевести на другую должность) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности служащего», если иное не установлено актами законодательства. При этом могут учитываться «освоение работником содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в “Квалификационных требованиях”».
Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям:
– наличие стажа работы в соответствии с требованиями Инструкции (пункт 19 Инструкции). Стаж работы в занимаемой должности и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке (выписке из приказа). По общему правилу претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Педагогические работники, получившие диплом о высшем образовании, среднем специальном образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию без учета стажа работы в должности (часть 3 пункт 19 Инструкции).
На основании части 7 пункта 19 Инструкции педагогические работники, которым квалификационная категория присвоена в зарубежных странах, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию. Правительством Республики Беларусь определен порядок признания документов об образовании, выданных за рубежом. Это регламентировано постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 518 «О реализации Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 года № 154-3 “Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании”».
Согласно постановлению, утверждается порядок признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их соответствия документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения в иностранных организациях.
Положением определено, что признание иностранного документа об образовании осуществляется Министерством образования на основании письменного заявления в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» от обладателя соответствующего документа. Заявление также может быть подано от имени заявителя его законным представителем или доверенным лицом.
При аттестации на присвоение высшей квалификационной категории данные педагоги должны сдавать квалификационный экзамен.
Педагогические работники, занятые в должности на условиях совместительства, могут проходить аттестацию в установленном порядке (часть третья пункта 17 Общих положений ЕКСД). Если руководитель (заместитель руководителя) учреждения образования (организации) занят в должности учителя (или иной «категорируемой» должности педагогического работника) по совместительству, он имеет право на присвоение ему квалификационной категории.
Пунктом 14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40, установлен порядок внесения в трудовую книжку работника сведений о работе по совместительству. Данные сведения вносятся нанимателем по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В связи с тем, что данным нормативным правовым актом не предусмотрен порядок внесения сведений о присвоении работнику квалификационной категории по месту не основной работы, полагаем возможным вносить такие сведения в трудовую книжку в аналогичном порядке.
В соответствии с положениями ЕКСД 28 по таким должностям, как руководитель, директор (начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители), не предполагается присвоение квалификационных категорий («категорирование»). Следовательно, руководители не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории по занимаемой должности.
Осуществление руководителем в рабочее время оплачиваемой педагогической деятельности в части реализации образовательных программ (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.09.2020 № 224 «Об особенностях организации и оплаты труда педагогических работников») не наделяет его правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в связи с тем, что он не занимает «категорируемую» должность педагогического работника на условиях трудового договора.
Вместе с тем в случаях выполнения руководителем на условиях совместительства работы в должностях, по которым в соответствии с положениями ЕКСД 28 предусматривается категорирование (например, должность учителя или педагога дополнительного образования), данные педагогические работники обладают правом пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории. В указанных случаях присвоение категории производится по должности, которую руководители занимают на условиях совместительства, и регламентируется Инструкцией. При этом объем работы по занимаемой должности для присвоения квалификационной работы по совместительству Инструкцией не установлен. В этой связи педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности вне зависимости от объема педагогической нагрузки. При этом учитываются требования пункта 18 Инструкции.
Согласно пункту 20-1 Инструкции в исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности служащего, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение второй квалификационной категории с согласия руководителя структурного подразделения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, которое осуществляет государственно-властные полномочия в сфере образования; первой, высшей квалификационных категорий с согласия руководителя структурного подразделения областного (Минского городского) исполнительного комитета, которое осуществляет государственно-властные полномочия в сфере образования (в зависимости от территориального расположения учреждения образования, независимо от подчиненности и формы собственности). По мнению Министерства образования Республики Беларусь, к таким случаям можно отнести не только достижения работников значимых результатов в педагогической деятельности, но и значительный опыт работы в иных отраслях экономики, связанный с педагогической, научно-педагогической, спортивной, воспитательной, социальной деятельностью и др.
В случае положительного решения о допуске к аттестации руководителем организации системы образования издается приказ, которым определяются:
– сроки проведения аттестации;
– списки педагогических работников, которые допущены к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, а также проходят обязательную аттестацию на подтверждение квалификационной категории;
– график аттестации. График аттестации согласуется с соответствующим профсоюзным комитетом.
С приказом педагогические работники должны быть ознакомлены в течение трех рабочих дней со дня его издания.
Аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования в случаях, предусмотренных пунктом 5 Инструкции.
Руководитель организации системы образования выносит на рассмотрение педагогического совета (совета учреждения образования) вопрос о подтверждении работником квалификационной категории. В случае согласия педагогического совета (совета учреждения образования) с предложением о проведении аттестации на подтверждение квалификационной категории в отношении педагогического работника, информация о данном решении (выписка из протокола) передается руководителю учреждения организации системы образования. За подписью руководителя организации системы образования издается приказ об обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории.
На основании приказа руководителя организации системы образования, за его выдается направление на сдачу квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории. В направлении обязательно указывается электронный адрес учреждения образования и номер телефона председателя аттестационной комиссии.
Направление высылается в учреждение, в котором создана квалификационная комиссия по данному направлению педагогической деятельности (приложение к Инструкции).
Обязательными условиями допуска для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором – третьем части первой пункта 18 Инструкции, предъявляются дополнительные требования, а именно:
– наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования;
– публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средств обучения.
В соответствии с частью первой пункта 15, пунктом 22 Инструкции решение о допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» принимает аттестационная комиссия отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа (приложение 11). В случае положительного решения о допуске к аттестации, руководителем отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа издается приказ. На основании приказа начальника отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, за его подписью выдается направление (приложение 18) на сдачу квалификационного экзамена в государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (далее – академия).
Третий этап – изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитической информации о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».
Аттестация проводится для всех педагогических работников, в т.ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 30, 30¹ Инструкции и на присвоение квалификационной категории на основании пунктов 20, 20-1 Инструкции.
Пунктами 22, 23 Инструкции определены максимальные сроки подготовки аттестационных материалов и проведения аттестации педагогических работников.
Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации.
Аналитические материалы могут готовиться на основании:
– анализа посещенных занятий членами аттестационной комиссии и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий, которые позволяют оценить: умение отбирать содержание образования, ставить цели педагогической деятельности, осуществлять дифференцированный подход в обучении, осуществлять организацию урока (занятия) на основе деятельностного подхода и др.;
– анализа методических разработок педагогического работника. Данные материалы являются источником информации для оценки умений планировать собственную деятельность в направлении отбора содержания, организации деятельности обучающихся, постановки целей и задач и др.;
– результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования. В качестве показателей для анализа могут выступать: успеваемость обучающихся, в том числе в сравнении с предыдущими годами, данные самоконтроля учреждения образования, результаты адаптационных периодов, контрольных срезов, уровень социализации учащихся и др.;
– участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т.п. Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении педагогического работника учитывать индивидуальные образовательные интересы обучающихся, повышать их мотивацию;
– анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле). Данный показатель может позволить повысить объективность оценки профессиональной деятельности аттестуемого;
– результатов оценки собственной педагогической деятельности педагогического работника. Самооценка, наряду с оценкой аттестационной комиссии, позволяет выработать рекомендации по дальнейшему профессиональному росту аттестуемого. Объективность самооценки педагогического работника позволяет также определить его рефлексивные способности;
– результатов самостоятельной работы педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности. Данные материалы позволяют оценить достижения педагогического работника в области повышения профессионального мастерства;

– результатов опроса обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством педагогической деятельности аттестуемого и др.
При проведении аттестации в учреждении образования следует обращать внимание на выполнение педагогическими работниками своих должностных обязанностей.
Анализ посещенных мероприятий, другие документы (см.выше) позволят объективно оценить успехи педагогического работника, а также предложить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства аттестуемого.
На основании подготовленных аналитических материалов, изучения уровня профессиональной деятельности педагога, готовится характеристика, в которой содержится информация о его деловых и личностных качествах. Характеристика не должна дублировать содержание аналитических материалов.
В соответствии с пунктом 23 Инструкции аналитические материалы и характеристика подписываются руководителем организации системы образования.
Составляющей частью третьего этапа аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен.
От сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, в соответствии с пунктом 30 Инструкции, освобождаются некоторые педагогические работники.
От квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» освобождаются педагогические работники, которые стали победителями в номинациях четвертого (заключительного) этапа республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь» (пункт 30¹ Инструкции). В данном случае после аттестации педагогическому работнику в 10-дневный срок необходимо предоставить резюме (приложение 7, часть 3) в Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» для внесения данных в республиканскую базу данных «учителей-методистов» на электронную почту atestacia@academy.edu.by.
Квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории на основании пункта 20 Инструкции.
Например, педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию по должности «Воспитатель дошкольного образования». С текущего учебного года он по совместительству принят на должность «Педагог дополнительного образования» без квалификационной категории. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» при условии соответствия образования квалификационным требованиям. При этом объем работы по занимаемой должности для присвоения квалификационной категории по совместительству Инструкцией не установлен. В этой связи педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности вне зависимости от объема выполняемой педагогической нагрузки.
В учреждениях образования, которым дается право проведения квалификационных экзаменов, создаются квалификационные комиссии, определяются сроки проведения квалификационных экзаменов, составляются графики. Квалификационные комиссии для проведения квалификационных экзаменов в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» утверждаются решением руководителя учреждения образования.
В соответствии с утвержденными графиками проведения квалификационных экзаменов, которые готовятся в соответствии с полученными направлениями, в учреждения образования по электронной почте высылается письмо-приглашение с указанием сроков проведения квалификационного экзамена и необходимым перечнем документов, предоставляемых в квалификационную комиссию. Данное письмо-приглашение является основанием для командирования педагогического работника на квалификационный экзамен.
Для проведения квалификационных экзаменов на присвоение высшей квалификационной категории разработаны программы, которые размещены на сайтах академии и учреждений образования, на базе которых созданы квалификационные комиссии. Процедура квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» описана в частях 2–3 данных материалов.
Для педагогических работников, реализующих содержание образовательных программ по учебным предметам общеобразовательного компонента учреждений образования системы профессионально-технического образования, системы среднего специального образования, предъявляются те же требования, что и к учителям учреждений общего среднего образования. Отличием является моделирование фрагмента педагогической деятельности во время квалификационного экзамена. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности по предложенной комиссией теме (разделу) с учетом представленного опыта профессиональной деятельности. Для разработки фрагмента педагогической деятельности квалификационная комиссия предлагает задания по теме (разделу) из учебной программы для третьей ступени общего среднего образования.
В случае если педагогический работник по результатам квалификационного экзамена получил отметку «не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится. Данное решение должно быть зафиксировано протоколом аттестационной комиссии и приказом по учреждению образования, а в случае прохождения аттестации в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа соответствующим протоколом и приказом.
В соответствии с пунктом 45 Инструкции в учреждении образования создается апелляционная комиссия.
Четвертый (итоговый) этап – проведение аттестационного собеседования. На основании аттестационного собеседования, подготовленных аналитических материалов, характеристики, аттестационная комиссия принимает решение в соответствии с пунктом 46 Инструкции.
Протокол проведения аттестационного собеседования пишется подробно: кто выступил, какие были заданы вопросы, какие получены ответы и т.д. Принятие решений аттестационной комиссии может проводиться как открытым, так и тайным голосованием (пункт 31 Инструкции). Результаты аттестации объявляются педагогическому работнику после голосования (пункт 50 Инструкции).
На основании протокола заседания аттестационной комиссии, в пятидневный срок руководителем организации системы образования, а в случаях, предусмотренных пунктом 15 Инструкции, – отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа издается соответствующий приказ. Данный приказ вступает в силу со дня его подписания, после чего делается запись в трудовой книжке.
В аттестационной комиссии организации системы образования необходимо иметь следующие документы и материалы:
– протокол заседания педагогического коллектива «Об избрании аттестационной комиссии»;
– протоколы заседаний счетной комиссии (два), бюллетени для тайного голосования. В соответствии с пунктом 706 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (в редакции постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.08.2022 № 115) «О перечне типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь» документы к протоколам заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, комиссий по присвоению классов (протоколы счетных комиссий, бюллетени тайного голосования) хранятся 5 (пять) лет;
– протоколы заседаний аттестационной комиссии по вопросам допуска (отказа в допуске) педагогических работников к аттестации; об аттестации педагогических работников и др.;
– выписки из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (оригиналы);
– копии приказов руководителя учреждения образования по вопросам аттестации (делегировании полномочий, утверждении графика аттестации и т.д.);
– выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя профсоюзного комитета в состав аттестационной комиссии;
– заявления педагогических работников на аттестацию с визой председателя аттестационной комиссии (в его отсутствие – заместителя председателя);
– выписка из протокола заседания педагогического совета (при наличии педагогических работников, которые проходят обязательную процедуру аттестации);
– журнал учета заявлений педагогических работников;
– копии направлений на сдачу квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа – квалификационной категории «учитель-методист»;
– аналитические материалы на каждого аттестуемого;
– характеристики на каждого аттестуемого.
Аттестационные материалы хранятся в соответствии с актами законодательства.